Влияние комплексного модификатора асфальтобетона КМА «Колтек» на дорожное покрытие
Традиционные асфальтобетоны, приготовленные с использованием обычного битума, не способны обеспечить достаточный срок службы дорожных покрытий при существующих условиях эксплуатации автомобильных дорог.
Ежегодно в мире и на территории Российской Федерации количество автотранспорта увеличивается, вместе с этим и возрастает нагрузка на дорожное полотно.
Недостаточный интервал пластичности обычных битумов приводит к образованию трещин на покрытии при отрицательных температурах и к колееобразованию при высоких положительных.
Общепринятым способом улучшения эксплуатационных свойств асфальтобетона во всём мире является технология модификации битума полимерными добавками. Модифицированные битумы и асфальтобетоны на их основе хорошо зарекомендовали себя в самых тяжёлых условиях эксплуатации. Однако модификация битума требует значительных затрат на полимеры, приобретение дополнительного специального оборудования, вызывает сложность при транспортировке и хранении модифицированного битума, что ограничивает применение этих технологий.
В 2007 году специалисты компании КОЛТЕК начали разработку и лабораторные испытания модификатора асфальтобетона на основе продуктов переработки автомобильных шин и РТИ. Это привело в 2009 году к созданию линии по производству комплексного модификатора асфальтобетона «КМА» КОЛТЕК на базе завода ООО «Колтек-спецреагенты» (г. Сафоново, Смоленской области).
Комплексный модификатор асфальтобетона «КМА» — это система компонентов в виде порошка или гранул, содержит в своём составе мелкодисперсную резиновую крошку с высокоразвитой поверхностью, минеральный наполнитель, пластификатор, адгезив и антиоксидант. Набор компонентов включает большинство известных решений по модификации битумов и асфальтобетонов. Все компоненты модификатора «КМА» производятся российскими компаниями.
Модификатор «КМА» оказывает на асфальтобетон комплексное воздействие:
происходит модификация битумного вяжущего (на этапе приготовления асфальтобетонной смеси) за счёт воздействия химических компонентов КМА и подрастворения резинового порошка;
не растворившиеся в битуме частицы резинового порошка работают в асфальтобетоне как эластические центры, снимающие внутренние напряжения и уменьшающие пластические деформации.
Технология введения модификатора непосредственно в смеситель существенно проще и лишена недостатков технологий применения модифицированных вяжущих. Добавка вводится в состав асфальтобетонной смеси непосредственно на АБЗ, при этом не требуется специальное дорогостоящее оборудование и существенно упрощается технология. Ввод осуществляется по линии подачи целлюлозных (стабилизирующих) добавок. Подобными линиями на данный момент оснащено большинство асфальтобетонных заводов, при этом необходимость применения стабилизирующей добавки при приготовлении щебёночно- мастичных асфальтобетонов отсутствует.
Область применения модификатора «КМА» многообразна. Это традиционные и специальные асфальтобетоны (вибролитые, тонкослойные защитные покрытия). Асфальтобетоны, приготовленные с использованием «КМА», должны применяться на дорогах с высокой интенсивностью движения, на перекрёстках, на полосах движения общественного транспорта, на остановках, грузовых терминалах, аэродромах, искусственных сооружениях мостового типа. Эффективно применение модифицированных асфальтобетонов при устройстве и ремонте покрытий в зоне межрельсового пространства трамвайных путей и железнодорожных переездов.
Модификатор применяется при производстве любых типов асфальтобетонов «сухим способом» (т. е. не требует приготовления полимернобитумного или резинобитумного вяжущего). Применение «КМА» не требует переналадки оборудования асфальтобетонных заводов и изменения технологических режимов приготовления асфальтобетонной смеси. Модификатор «КМА» не требует предварительного подогрева и вводится в смеситель асфальтобетонной смеси одновременно или после битума.
Дорожные покрытия, модифицированные «КМА», относятся к материалам повышенной долговечности. Характеризуются повышенной коррозионной стойкостью, высокой прочностью и сдвигоустойчивостью, повышенной устойчивостью к трещи- нообразованию и колееобразованию, высокой стойкостью к циклическим деформациям при положительных и отрицательных температурах. Уменьшается уровень шума от движущегося автотранспорта, увеличивается коэффициент сцепления колеса с покрытием. Простота использования модификатора на асфальтобетонных заводах, улучшение эксплуатационных характеристик асфальтобетонов, и, как следствие, увеличение срока службы покрытия ведут к росту экономической эффективности. При этом применение модификатора «КМА» способствует решению проблемы утилизации отработанных автомобильных покрышек.
За годы работы специалисты компании КОЛТЕК совместно с ведущими научно-дорожными институтами России и стран ближнего зарубежья провели обширную работу по исследованию влияния модификатора «КМА» на свойства асфальтобетонных покрытий. Наиболее известные из них «МАДИ», «РосдорНИИ», БелдорНИИ, КаздорНИИ, НИИМосстрой, «ИЦ Дорсервис», «ПРОФКОМП», «АлтГТУ», «ГИПРОДОРНИИ». В 2011 году совместно с «УралГИПРОДОРНИИ» получен альбом типовых технических решений и технико-экономическое обоснование по проектированию асфальтобетонных покрытий с комплексным модификатором «КМА» КОЛТЕК, получено согласование СТО «КМА» КОЛТЕК от ФДА «РОСАВТОДОР».
География применения модификатора с каждым годом увеличивается. Уложены участки в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Тюмени, Сочи, Адлере, Владивостоке, Твери, Барнауле, Краснодаре, Алма-Ате, Усть-Каменогорске, Новом Уренгое, Красноярске, Магадане, Ростове, Перми. В общей сложности устроено более 40 объектов. Дорожное покрытие на этих участках прекрасно сохраняет свои свойства и по сей день. Специалисты компании и подрядные организации ведут постоянный мониторинг данных объектов.
При поддержке «БелдорНИИ» и «УралГИПРОДОРНИИ» на территории РФ внедряются новые технологии дорожного строительства—вибролитые асфальтобетонные смеси и тонкослойные защитные покрытия с применением модификатора «КМА».
На модификатор «КМА» есть пакет разрешительной документации: экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия ГОСТ-Р, паспорт безопасности химической продукции.
Компания КОЛТЕК постоянно ведёт работу по улучшению состава и эффективности модификатора. Разработан гранулированный вариант модификатора «КМА». Обладая всем комплексом свойств порошкового модификатора, гранулы более технологичны при применении на асфальтобетонных заводах.
Специалисты компании ООО «Претор-Менеджмент» (официальный дилер КОЛТЕК) оказывают техническое сопровождение применения модификатора «КМА»: осуществляют подбор состава асфальтобетонной смеси на материалах заказчика, сопровождают выпуск асфальтобетонной смеси на асфальтобетонном заводе и укладку на объекте.