+7 342 228-90-00 +7 932 337-47-28

Опыт применения минерального волокна при производстве щебеночно-мастинного асфальтобетона

Принцип создания ЩМА предельно прост. Данный вид асфальта отличается от обычных плотных высоким содержанием щебня узких фракций с высокими качественными показателями и битума. Но битум в нагретом состоянии неизбежно будет стекать с зёрен щебня. Поэтому предусмотрено добавление в смесь специальной стабилизирующей добавки, которая, принимая на себя часть битума, гарантирует удержание его в смеси.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО ВОЛОКНА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИННОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

Сейчас на рынке стабилизаторов предлагают большой ассортимент видов добавок как импортных производителей (немецкие, итальянские, и т. д.), так и российских. Все они отличаются происхождением основного компонента — волокна, которое и является стабилизатором. На фоне остальных производимых добавок выделяется гранулированный стабилизатор Хризотоп (рис.1), производимый в России из минерального волокна. Помимо обеспечения требуемого коэффициента стекания для готовой смеси ЩМА, волокна добавки также отличаются высокими показателями устойчивости к гниению, водо- и термостой-костью, а также высокой прочностью на разрыв. Минеральные гранулы, в отличие от целлюлозных (органических), не теряют своих свойств очень длительное время и при необходимости после могут быть реализованы в течение нескольких сезонов. Известны случаи, когда добавку успешно использовали после пяти лет хранения!

Залогом отличного качества данной добавки является применение исключительно сортового первичного волокна, являющегося готовой сертифицированной товарной продукцией, а не вторичных отходов. Оптимально подобранная плотность гранул позволяет им легко распадаться в смеси, что ведёт за собой равномерность распределения. А в силу особенностей самого волокна обеспечивается равномерность распределения добавки, что ведёт к дополнительному микроармированию асфальтобетона.

Добавка Хризотоп производится с 2004 года. За весь срок применения с ней было построено несколько тысяч километров автомобильных дорог как в России, так и за рубежом, где она также оправдала своё применение. При участии в сравнительных испытаниях на пробных участках дорог, ЩМА с содержанием минеральных гранул показывает отличные результаты. Одним из наиболее ярких примеров служит сравнительный участок на подъездной дороге от автомобильной дороги М-1 «Беларусь» к г. Смоленск (заказчик ФКУ «Управление авто-мобильной магистрали Москва — Бобруйск ФДА»), На данном участке было сделано сравнение добавок не только отечественных, но и германских производителей, по результатам которого последовал вывод, что смеси с содержанием Хризотоп имеют отличные физико-механические характеристики, которые по многим показателям превосходят аналогичные смеси с использованием добавок других марок. Гранулированный стабилизатор Хризотоп выгодно смотрится на фоне импортных аналогов: и цена, и рекомендуемый расход (0,3% от массы ЩМА) являются одними из самых низких на рынке (таблица 1).

На территории России большие объёмы добавки применяют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Улан-Удэ, Перми, Ижевске, Уфе, Кемерово и в других крупных городах. Многие олимпийские объекты в городе Сочи строятся из ЩМА с использованием стабилизатора Хризотоп. Естественно, что первый опыт применения добавки был в Свердловской и близлежащих областях. С тех пор здесь построено более тысячи километров ЩМА со стабилизатором Хризотоп, и на сегодняшний день в Уральском макро-регионе его активно применяют десятки дорожных предприятий, среди которых: ГКУ «Управление автомобильных дорог», ОАО «Свердловскавтодор», ООО «УралДорТехнологии», ОАО «Пермдорстрой», ЗАО «Аэродром- дорстрой», ГУП УР «Удмуртавтодор», ООО «Дортранстрой», ОАО «Башкиравтодор» и многие другие.

В наше время также высоко востребован битум, модифицированный полимерами. Известно, что полимеры улучшают такие эксплуатационные показатели битума, как морозо- и теплостойкость, эластичность и сцепление с поверхностью минерального материала. В 2011 году мы представили новый вид стабилизирующей добавки — минеральное волокно с добавлением окисленного атактического полипропилена.

Состав №17 «РТЕП» 0,4% Состав №14 «Унирем 002» 0,55 % Состав №14 «Хризотоп» 0,30% Состав №15 «VIATOP PLUS AD10» 0,40%
Средняя глубина колеи, мм 4,3 2,3 2,4 2,6

Табл. 1 Сводная ведомость результатов ЩМА-20 слоя покрытия после 1 года эксплуатации.

Этот полимер в составе гранул стабилизирующей добавки положительно влияет на прочность асфальтобетона. В таблице показаны данные сравнительного анализа обычной добавки Хризотоп и добавки с полипропиленом из опытного участка, уложенного под наблюдением управления автомобильных дорог Свердловской области (таблица 2).

Наименование показателей ХРИЗОТОП ХРИЗОТОП +ОАПП ГОСТ 31015-2002
Средняя плотность, г/см 2,66 2,64
Водонасыщение, % по объёму 2,96 1,71 1,0-4,0

Предел прочности при сжатии, МПа

-  при 20°С

-  при 50°С

2,98 0,77 3,56 1,00 не менее 2,20 не менее 0,65
Сдвигоустойчивость: Коэффициент внутреннего трения, tcp Сцепление при сдвиге, МПа 0,96 0,38 0,98 0,25 не менее 0,93 не менее 0,18
Сдвигоустойчивость по методу Никольского, МПа 2,14 2,23 не ниже 1,4 (2,1)

Табл. 2 Хризотоп + полипропилен. ЩМА-15 на а/д Нижние Серьги - Михайловск - Арти, Свердловская обл. ООО «Жасмин». Испытательная лаборатория Управления автомобильных дорог Свердловской обл., 2011 г.

К сезону 2015 года готовиться новый гранулированный продукт, состоящий из минерального волокна и предрастворённого SBS-полимера. Гранулы будут добавляться в асфальтобетонную смесь непосредственно при её выпуске. Полимер, попадая в смесь и растворяясь в битуме, модифицирует его. Таким образом, качество дорожного битума, модифицированного SBS- полимером, станет близко по свойствам к Полимер-Битумному Вяжущему (ПБВ). В настоящий момент готовятся испытания данного материала на экспериментальных участках автодорог.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что гранулированный стабилизатор Хризотоп является надёжным высокотехнологичным и качественным продуктом, который при применении в ЩМА обеспечивает отличные свойства асфальтобетонной смеси. А выгодная стоимость продукта приятно радует потребителей.

Адрес

614065, Россия, Пермский край
г. Пермь, ул. Энергетиков, 34

эл. почта: pretor-perm@mail.ru

Телефон

+7 932 337-47-28
+7 342 287-47-28

факс: +7 342 228-90-00

Joomlarulit.com